Управление для модели

Окончание сборки уже не за горами и сейчас пришло время задуматься о возможных вариантах управления Вашей автомоделью. В данном разделе содержится краткое описание аппаратур управления, подходящих для управления "наземными" моделями - это могут быть автомобили, катера и др. Список аппаратур далеко не полный и приводится больше для информации, а не в качестве призыва к действию.

Аппаратуры управления могут быть "обычные" (на фото слева) и "пистолетного типа" (на фото, соответственно, справа). Для управления автомоделями, как правило, удобнее "пистолетные" аппаратуры - их мы и будем рассматривать в данной статье.

Один из основных параметров, которым отличаются аппаратуры управления, является количество каналов, которыми эти аппаратуры могут управлять. Самые простые варианты - двухканальные, в них один канал отвечает за управление газ-тормоз, второй - за поворот руля. В данной статье описаны в основном 3-канальные аппаратуры, т.к. именно они на данный момент представляют наибольший интерес. В принципе, на многие рассмотренные тут модели есть двухканальный аналог - чуть дешевле, при практически тех же характеристиках.

При выборе аппаратуры надо подумать еще и о приемниках. Если автомоделизм (и моделизм вообще) Вас "затянет", одной моделью дело вряд ли закончится. И вот тут очень кстати окажется способность аппаратуры помнить настройки разных моделей - чтобы поуправляв одной, можно было отложить ее в сторону и сразу приняться за другую. При этом в каждой модели должен быть свой приемник - иначе придется долго переключать провода, что, как минимум, не удобно. Поэтому у Вас может быть лишь одна аппаратура, но приемников, скорее всего, будет заметно больше (3-5-10 - в зависимости от количества моделей). Стоит ли говорить, что приемники одного производителя не совместимы с аппаратурой, производимой кем-то еще? :) Исключение составляют некоторые китайские модели, которые, фактически, являются продукцией одного и того же завода и отличаются только наклейками (в некоторых случаях и корпусами). Как бы то ни было, один приемник практически всегда идет в комплекте с приобретаемой аппаратурой, дополнительные - стоят денег, зачастую немалых. Так что в данном обзоре также указана ориентировочная стоимость приемника - для сравнения.

Итак, приступим:

"Штатное" управление, которое будет предложено издательством - Duratrax Tactic TTX200:

Это достаточно стандартный двухканальный пульт с минимальным набором функций, работающий на частоте 27МГц. Его основным недостатком является подверженность помехам, в т.ч. от других пультов, что может привести к неожиданной потере контроля над моделью. Предполагаемая цена - не более 1000 руб.

Частота 27МГц во многих случаях неудобна, поэтому дальше мы рассмотрим варианты, работающие на частоте 2.7ГГц. У такой частоты есть свои недостатки, но, по крайней мере, помехи от соседних пультов здесь встречаются гораздо реже. Итак, совсем бюджетный вариант, позволяющий, тем не менее, не переживать по поводу совпадения частот - аппаратура Hobbyking GT-2:

Это также двухканальная аппаратура, но работает она в диапазоне частот 2.4ГГц и гораздо лучше защищена от помех, что позволяет, в общем случае, не задумываться о возможных совпадениях частот (фактически, выбор конкретного набора рабочих частот осуществляется аппаратурой автоматически). Такая аппаратура стоит примерно 500руб., стоимость дополнительных приемников - 180руб., не считая пересылки.

Из недорогих китайских моделей еще интересна аппаратура FlySky GT3B, продаваемая также под маркой HobbyKing. Это 3-канальная система, также работающая в диапазоне 2.4ГГц. Наличие 3-го канала позволяет управлять, например, светом фар, или включать-выключать поворотники - другими словами, дает больше возможностей для творчества:

Данная аппаратура также обладает большим экраном, упрощающим настройку. Хотя есть нарекания на сложное и запутаное меню, а также на плохую читаемость этого дисплея при дневном освещении.
Стоимость аппаратуры - около 1000руб., стоимость дополнительных приемников - 180руб, плюс стоимость пересылки.

В качестве альтернативы GT3B, есть HK-310 - при очень схожей функциональности, у данной аппаратуры более традиционный корпус с небольшим экраном. Эта модель основана на другой разработке, соответственно тут используется другое кодирование в радиоканале, так что требуются другие приемники:

Стоимость аппаратуры - также около 1000руб., стоимость дополнительных приемников - 400руб, плюс стоимость пересылки.

Конечно же, есть и более именитые модели. Вот некоторые из них:

Spektrum DX3С - 3-канальная аппаратура "начального" уровня:

Делается она, скорее всего, тоже где-нибудь в Китае, но контроль качества и используемые материалы тут, безусловно, солиднее. Обладает всеми минимально необходимыми настройками и хорошей эргономикой, даже резиновые вставки на рукоятке можно поменять - есть три разных размера, на выбор. Память на 20 моделей, возможность обновления прошивки через SD-карту, настраиваемые кнопки - все, чтобы сделать управление моделью как можно более комфортным.
Стоит такая аппаратура около $130, дополнительные приемники - по $50, без учета пересылки.

Spektrum DX3R - "продвинутая" аппаратура:

Из отличительных особенностей - фирменная технология "DSM2", которая позволяет получить "более четкий и быстрый отклик" модели. Фактически, перейдя на 2.4ГГц и избавившись от необходимости подбора кварцев чтобы избежать помех, производители стали думать о скорости реакции сервоприводов. Как и в любой системе дистанционного управления, в хоббийной аппаратуре существует некая задержка между поворотом "руля" на самой аппаратуре и соответствующим перемещением сервопривода, установленного в модели. Задержка эта не то чтобы большая - на глаз, обычно, не заметна, но в некоторых случаях и ее хочется минимизировать. Особенно это ценится в авиамоделизме, в частности - на вертолетах, но и в автоспорте это иногда бывает полезно. Вот производители аппаратур и задались вопросами оптимизации внутреннего ПО пультов и процесса радиообмена. Хорошие пульты обладают задержкой порядка нескольких десятков миллисекунд, если я не ошибаюсь. Данная аппаратура позиционируется как самая быстрая в своем классе.
Также стоит выделить большой экран с возможностью графического представления настроек (кривые газа и т.д.).
Питание осуществляется от 4 батареек (или аккумуляторов) AA. Во многих других моделях их требуется 8 шт.
Аппаратура стоит $320, а каждый дополнительный приемник к ней - $100, без учета пересылки.

Spektrum DX3S - 3-канальная аппаратура с телеметрией:

Телеметрия в этой аппаратуре позволяет контролировать температуру двигателя, напряжение батареи и скорость модели - все данные отображаются на дисплее самой аппаратуры. Она работает как с обычными приемниками компании Spektrum, так и с новой серией DSM2. Удобно и функционально, особенно для тех, кто хочет разобраться в деталях и тонкостях настройки модели.
Аппаратура стоит $250, обычные приемники (без телеметрии) - $50, приемники с телеметрией - $100 за штуку, без учета пересылки.

Futaba 3PL - "базовая" модель, работающая на частоте 2.4ГГц:

Фактически, в ней заявлено аж 4 канала: 3 обычных, или "пропорциональных", и 1 "непропорциональный" - т.е. либо "вкл.", либо "выкл." Аппаратура интеллектуальна и умеет "эмулировать" работу ABS (честно говоря, не знаю насколько хорошо это реализовано на практике - у меня есть некоторые сомнения). Достаточный набор настроек, как и положено подобной технике, память на 10 моделей, питание - также от 4 батареек AA. Интересная особенность - встроенная антенна! Мелочь, но в некоторых случаях может быть очень полезно.
Стоимость аппаратуры - $115, дополнительных приемников - $50, без учета пересылки.

Futaba 3PM-X - продвинутая и оптимизированная модель:

Как и "DSM2" у Spektrum, у Futaba есть технология FASST, оптимизирующая радиообмен и повышающая помехозащищенность - конечно же в своем, ни с кем не совместимом формате. В этом пульте используется как раз она. В остальном, в принципе, пуль достаточно прост, если можно так сказать. Гибкости настроек должно хватить для большинства применений. Из интересных особенностей - возможность настройки усилия, с которым надо вращать "рулевое" колесо. Наверное удобно, но я сам не пробовал.
Стоимость пульта - $180, дополнительных приемников - $90, без учета пересылки.

Futaba 3PK - модель профессионального класса:

Обладает кучей настроек, включая возможность перестановки рулевого колеса под левую или правую руку, программируемые клавиши, разнообразные режимы меню (на любого пользователя - от новичка до эксперта) и многое, многое другое. Передающий модуль съемный (!) .
Стоит такая штуковина $320, дополнительные приемники к ней - $90, без учета пересылки.


Также хочется отметить продукцию компании Airtronics:

Airtronics MX-3X:

Судя по отзывам в Сети, аппаратура очень быстрая, надежная, удобная и позволяет настроить и запрограммировать все, что только можно. Фактически, ее сравнивают с топовыми моделями Spektrum / Futaba, и часто такое сравнение - не в пользу последних. При этом цена аппаратуры составляет $180 - заметно дешевле топовых аналогов именитых производителей, хотя существенно дороже китайской продукции. Дополнительные приемники стоят $100 (при этом можно также использовать приемники старого поколения за $60), все цены - без учета пересылки.

Airtronics MT-4:

Аппаратура эта - четырехканальная, следующее поколение развития продуктовой линейки компании. Телеметрия позволяет видеть текущие значения температуры, скорости и бортового напряжения. В данной аппаратуре, как и в большинстве "топовых" моделей, все настраивается и программируется - в том числе чувствительность ручек управления. Стоимость аппаратуры - $270, дополнительный "быстрый" приемник с телеметрией - $130, приемник без телеметрии - $120, хотя эта аппаратура также может работать и с самыми простыми приемниками от Airtronics за $60 - все без учета пересылки, конечно.

Вот, пожалуй, и все. Данная статья не претендует на 100%-ную точность, так что если Вы найдете какие-то расхождения с реальностью - свяжитесь, пожалуйста, с нами! Приведенные цены актуальны в Интернет-магазинах на момент написания статьи. Надеюсь, эта информация будет полезна при выборе!

Автор: Experimentator
Дата создания: 30.05.2011